Пояснительная записка к учебному плану (1-4 классы)
Общие положения
Учебный план для обучающихся 1- 4 классов освоения АООП НОО (вариант 7.2.) обучающимся с ЗПР составляют 5 лет, с
введением 1 дополнительного класса.
Учебный план в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями предусматривает:
продолжительность учебного года для 1д, 1 классах – 33 учебные недели; для 2-4 классов – 34 недели.
В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый); во 2- 4 классах продолжительность
уроков – 40 минут.
продолжительность учебной недели — 5 дней для 1д, 1 – 4 классов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся в 1д и 1 классах
устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине 3-ей четверти.
Особенности учебного плана
Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части формируемой участниками ОУ.
Обязательная часть учебного плана состоит из девяти предметных областей: «Русский язык и литература», «Иностранный язык»,
«Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской
этики», «Искусство», «Физическая культура», «Технология» и определяет состав обязательных учебных предметов для реализации
Образовательной программы и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам обучения. Каждый учебный предмет решает
собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных потребностей, характерных для учащихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого учащегося.
В 1 и 1дополнительном классах эта часть отсутствует.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
учащихся.
Количество часов, отведенных на освоение учащимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной
нагрузки учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса Отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего обучения составляет – 1680 ч.,
из них 1176 ч. Приходится на коррекционно- развивающее направление.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности
и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо-коррекционными)
и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
осуществляется, исходя из психофизических особенностей учащихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной (до 25 мин.) и групповой
(до 40 мин.) форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники (учителядефектологи, учителя-логопеды, педагогипсихологи, социальные педагоги и др.), также и медицинские работники.
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
учащихся, но учитывается при определении объѐмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 6 ч отводится на
проведение коррекционных занятий.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) учащимися с ЗПР составляют 5 лет, с обязательным введением 1 дополнительного
класса.
Учебный план НОО 7.2 на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Количество часов в
неделю
Учебные предметы (учебные курсы)
Всего
I
I доп.
II
III
IV
Русский язык
5
5
5
4
4
23
Литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Иностранный язык
Иностранный язык (английский)
-
-
-
1
1
2
Математика и информатика
Математика
4
4
4
4
4
20
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики
-
-
-
-
1
1
Искусство
Музыка
1
1
1
1
1
5
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
5
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура
Физическая культура (Адаптивная физическая
культура)
3
3
3
3
3
15
21
21
21
21
21
105
-
-
2
2
2
6
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
21
21
23
23
23
111
Внеурочная деятельность:
0
10
10
10
10
50
индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы
6
6
6
6
6
30
Всего часов
27
31
33
33
33
161
Русский язык и литературное чтение
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений