МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №59 п.Белозёрный
Рассмотрено на педагогическом совете
протокол №1 от 29.08.2025 г.
Утверждаю:
директор МБОУ СОШ №59
п.Белозёрный
________________
Луц Т.А.
Приказ №245
от «29» августа 2025г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА
МБОУ СОШ№59 п.Белозёрный
Срок освоения – 6 лет
п.Белозёрный 2025 г.
Оглавление
1. Общие сведения о ребёнке. ............................................................................................... 3
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного
года. ............................................................................................................................................ 3
3. Индивидуальный учебный план. .................................................................................... 6
4. Содержание образования в условиях организации и семьи. ..................................... 6
4.1.Коррекция проблемного поведения. ......................................................................... 6
4.2.Базовые учебные действия ......................................................................................... 7
4.3.Планируемые результаты освоения обучающегося по СИПР ............................ 8
4.4. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов. .............................. 9
4.5. Нравственное развитие. ........................................................................................... 15
4.6. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни. .................................................................................................................................. 15
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР. ........................... 15
6. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи
обучающегося. ....................................................................................................................... 16
7. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для
реализации СИПР ................................................................................................................. 17
8. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. ............................ 17
1. Общие сведения о ребёнке.
ID программы: 6852b4fbf45ea1623f2bd112
ФИО ребенка: Вартанян Виталий Ваневич
Возраст ребенка: 12
Место жительства: п.Белозёрный, ул.Речная, 12
Мать: Ольга Арсеновна
Отец: Ваня Слдавикович
Год обучения: 6
Группа (особые потребности): инвалид, ОВЗ
Ступень: 2
Заключение ПМПК: Образовательная программа: адаптированная основная
общеобразовательная программа для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата Уровень образования: основной общий предоставление услуг
ассистента: оказание помощи в использовании технических средств реабилитации.
Специальные учебные пособия: специальные рабочие тетради/ специальные
дидактические материалы/ специальные электронные приложения. Организация
пространства: в соответствии с ФГОС ООО ОВЗ. Тьюторское сопровождение
обучающегося: разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки,
альтернативной коммуникации.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на
начало учебного года.
Виталий обучается в МБОУ СОШ №59 п.Белозёрный шестой год.
Ребёнок воспитывается в полной семье. Семья состоит из 4 человек. Бытовые условия
удовлетворительные. Отношения между членами семьи дружественные. Все члены
семьи проявляют внимание и заботу по отношению к Виталию. Воспитанием ребёнка
занимается мать и бабушка. Запрос семьи к специалистам школы состоит во
всестороннем развитии личности ребёнка, развитии его интеллектуальных
способностей, коррекции психофизических нарушений, осуществлении
воспитательной работы, оказании психолого- педагогической помощи. Направления
работы специалистов по сопровождению семьи обучающегося заключается в
психологической поддержке семьи, в повышении осведомлённости родителей об
особенностях развития ребёнка, в совместной работе специалистов и родителей по
разработке и реализации СИПР, в привлечении родителей к деятельности организации.
- Мальчик физически не активен и малоподвижен. Самостоятельно не передвигается,
только в инвалидной коляске. Основные двигательные навыки не сформированы.
Мелкая моторика развита на низком уровне. Щипковый захват не
сформирован. Ребёнок не владеет навыками правильного удержания ручки и
карандаша, затрудняется в освоении навыка работы с ножницами, клеем, пластилином
и другими материалами.
Эмоциональный контроль затруднён: на просьбы взрослого реагирует не всегда,
успокаивается при получении желаемого, иногда успокаивается при переключении на
другой вид деятельности.
Поведение ребёнка в большинстве своём можно охарактеризовать, как
социальноприемлемое. Аутоагрессию и агрессию по отношению к окружающим не
проявляет. Физического сопротивления не проявляет, физическую силу не применяет.
К замечаниям учителя прислушивается.
- Нарушения зрения незначительные. Зрительное восприятие на удовлетворительном
уровне. Узнаёт изображения знакомых предметов. Цвет дифференцирует.
-Нарушений слуха нет. Реагирует на знакомый голос, интонацию речи .
Гиперчувствительность к звукам не наблюдается.
Тактильное восприятие развито на удовлетворительном уровне. Узнаёт знакомые
предметы осязательно, дифференцирует разные на ощупь поверхности и предметы.
Рельефные изображения не различает.
Обращённую речь понимает частично. Экспрессивная речь не развита. Письменная
речь не сформирована. Навык чтения не сформирован. Средствами альтернативной
коммуникации не владеет. Невербальные коммуникативные навыки частично
сформированы. (Использование жестов, мимики для отражения желаний и эмоций
относительно собеседника).
Предметно-практическая деятельность не сформирована. Манипулятивные действия с
предметами соответствуют их назначению.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию
положительной мотивации пребывания в ОО и эмоциональному
конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками:
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта,
Принятие контакта, инициированного взрослым
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в
организации учебного процесса.
Формирование учебного процесса.
Принятие помощи взрослого.
Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)
Выполнение действий с предметами (по подражанию).
Математические навыки не сформированы.
Представления об окружающем мире сформированы на низком уровне.
Представление о себе: Ребёнок откликается на своё имя. Не знает основные данные о
себе и о своей семье (свою фамилию, свой возраст, свой адрес. Ориентируется в своём
теле, знает части тела.
Представления о ближайшем окружении: Ребёнок не понимает социальные роли:
«Мать», «отец», «брат», «друг», «учитель», «бабушка» и т.д. Не знает имена людей из
круга своего общения. Знакомых ему людей узнает. Представления о природном мире:
Представления о природном мире не сформированы. Не знает времена года, части
суток, природные явления. Представления о животном и растительном мире
сформированы частично.
Ребёнок тяжело идёт на контакт со взрослыми. Инициативу в общении не проявляет,
редко реагирует на просьбы и обращения. Часто попытка установить контакт с
ребёнком воспринимается им негативно. В учебной деятельности ребёнок отказывается
сотрудничать. Предпочтительные средства коммуникации: речь, жесты, мимика,
другие альтернативные средства.
Ребёнок стремится к общению со сверстниками, но испытывает трудности в
коммуникации в силу речевых нарушений и нарушений саморегуляции.
Навыки самообслуживания не сформированы. Ребёнок самостоятельно не принимает
пищу, не одевается и не раздевается, только с помощью взрослого, гигиенические
навыки не сформированы.
Бытовые навыки не сформированы.
Трудовые навыки не сформированы.
Ребёнок нуждается в постоянной помощи со стороны окружающих.
Ребёнок нуждается в постоянном контроле. Необходимо планировать занятость
ребёнка.
По итогам оценки знаний, уровню сформированности жизненных и учебных навыков,
анализа поведенческих и психофизических особенностей учащегося, ребёнку
рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития
(СИПР). Режим посещения школы и интенсивность занятий определяется в
соответствии с индивидуальным учебным планом.
Приоритетное содержание обучения: трудовая деятельность и коррекция
эмоционально-волевой сферы.
3. Индивидуальный учебный план.
ИУП УО ТМНР
Предметные области Учебные предметы
1.Язык и речевая
практика
2.Математика
1.1.Речь и альтернативная
коммуникация
2.1.Математические
представления
3.Окружающий мир
3.1.Окружающий
природный мир
3.2.Человек
3.3.Домоводство
3.4.Окружающий
социальный мир
4.Искусство
4.1.Музыка и движение
4.2.Изобразительная
деятельность
5.Физическая
5.1.Адаптивная
культура
физкультура
6.Технология
6.1 Профильный труд
всего
7.Коррекционно-развивающие занятия
Альтернативная коммуникация
Предметно-практические действия
итого
Количество Количество примечание
часов
часов в год
неделю
1
34
учитель
0,5
17
Учитель
1
34
Учитель
0,5
0,5
0,5
17
17
17
Учитель
Учитель
Учитель
0,5
0,5
17
17
Учитель
-
0,5
17
Учитель
0,5
6
17
204
-
0,5
0,5
7
17
17
238
логопед
дефектолог
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
4.1.Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные)
Причина проблемного поведения:
получение желаемого (ребёнок требует какой-либо конкретный предмет,
привлекательный для него; стремится к выполнению какого-то действия;
сенсорная стимуляция; ищет внимания со стороны другого человека)
Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):
замена проблемного поведения адекватными видами поведения,
несовместимыми с проблемным поведением
поощрение при отсутствии проблемного поведения
предотвращение утомления и психологического дискомфорта
разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в
которых оно допустимо
Способы коррекции неадекватного крика:
отсутствие подкрепления нежелательного поведения
поощрение при отсутствии проблемного поведения
Способы коррекции неадекватного плача:
предотвращение утомления и психологического дискомфорта
Способы коррекции неадекватного смеха:
тайм-аут и переключение
Способы коррекции физического сопротивления:
предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению
Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально
неприемлемого поведения:
поощрение выполнения инструкций
Способы коррекции агрессии:
предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии
Способы коррекции самоагрессии:
предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии
Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного
поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за
консультацией к врачу-психиатру.
4.2.Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование
готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом и группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня»,
«покажи»);
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т. д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с
учётом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение
поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным
предметам и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках
учебного плана.
Личностные базовые учебные действия:
⎯ принятие роли обучающегося;
⎯ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
⎯ личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и
индивидуальных потребностей;
⎯ формирование элементарных представлений о картине мира;
⎯ положительное отношение к окружающей действительности;
⎯ ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;
Регулятивные базовые учебные действия:
⎯ умение выполнять инструкции учителя;
⎯ умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
⎯ использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
⎯ умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь
для решения и достижения результата учебной деятельности.
Познавательные базовые учебные действия:
⎯ выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;
⎯ алгоритмизация практического действия;
⎯ умение слушать учебные тексты;
⎯ освоение элементарных общих понятий.
Коммуникативные базовые учебные действия:
⎯ умение слушать и вступать в диалог;
⎯ слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
⎯ договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими;
⎯ владение элементарной диалогической речью.
Формы организации учебного процесса
1. Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на
предметно-практической деятельности.
2. Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом,
чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная,
целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические
упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
«письменные» упражнения.
Виды деятельности учащегося на уроке:
наблюдение;
упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиальновизуальные (слушание, показ), ритмические;
игры-имитации, жестово-образные игры;
Сроки освоения образовательной программы определяются
индивидуальными возможностями ребенка.
4.3.Планируемые результаты освоения обучающегося по СИПР
Основным ожидаемым результатом освоения программы является развитие
жизненной компетенции ребенка с тяжёлой степенью нарушения интеллекта.
Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание
специальной индивидуальной программы. В СФГОС направления коррекционной
работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных
учебных программ и курсов.
Жизненные компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях:
умение адекватно понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
прогресс в самостоятельности в быту,
стремление ребёнка участвовать в празднике, прогресс в этом направлении.
Овладение навыками коммуникации
умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как
средство достижения цели (вербальную, невербальную).
Ожидаемые личностные результаты:
- осознание своей идентичности, осознание себя как «Я».
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
- овладение начальными навыками адаптации в динамичном и развивающемся мире.
эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с
педагогом и группой детей.
Предметные результаты:
предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность
на сотрудничество,
предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия
с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте
содержания предъявляемой деятельности,
Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и
следующие умения:
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по
подражанию и образцу действия взрослого,
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в
соответствии с их функциональным назначением.
В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается
сформировать у ребенка следующие умения:
показывать на себе части тела и лица,
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение
положений, частей тела по подражанию действиям взрослого.
Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки:
при общении использовать мимику и жесты;
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в
пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов
окружающего мира;
выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань,
сядь»).
4.4. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Среди детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее
ТМНР) значительное количество неговорящих детей. Это предъявляет особые
требования к учителю, организации самого процесса обучения и коммуникативной
деятельности.
Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании
того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть
навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в
условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного
развития.
Однако, даже при специальном обучении у них отмечается более позднее
появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированной
эмоциональной реакции, слабый интерес к окружающим объектам и игре,
неадекватное поведение. Речь таких обучающихся формируется крайне медленно и
ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне
затруднено.
Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее
функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих
обучающихся характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность
развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная
скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная
незрелость.
Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному
ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная
невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием
помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят
к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а
нередко в редуцированном виде.
Для данной категории детей материал программы не регламентируются
временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия
планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того
или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже
освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей
обучающегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы, которая больше
соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с ТМНР.
«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда,
формы взаимодействия со взрослыми участниками образовательного процесса,
содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национальнорегиональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Цель программы обучения обучающихся с осложненной умеренной и тяжелой
у.о. состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процессе, в
формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой,
элементарной учебной, общения, трудовой).
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с
осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми
и множественными нарушениями развития), заносятся в СИПР с учетом их
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Содержание
на начало 1 полугодие 2 полугодие
года
Сенсорное развитие
Зрительное восприятие
- удержание взгляда на лице человека
- удержание взгляда на неподвижном
светящемся предмете:
фонарик
пламя свечи
светящиеся игрушки
- удержание взгляда на изображении,
расположенном на уровне глаз:
гусь
кошка
петух
корова
свинья
собака
- Удержание взгляда на движущемся
близко расположенном предмете:
по горизонтали вправо
по горизонтали влево
по вертикали вверх
по вертикали вниз
по кругу
- Удержание взгляда на движущемся
удаленном объекте:
предмете
человеке
Слуховое восприятие
- Нахождение местоположения
удаленного источника звука
- Соотнесение звука с его источником:
кошка
корова
свинья
собака
петух
утка
гусь
ветер
дождь
гроза
3 сек
3 сек
3 сек
3 сек
3 сек
3 сек
3 сек
3 сек
3 сек
3 сек
3 сек
3сек
3 сек
1-2 сек
1-2 сек
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
стук в дверь
шум льющейся воды
Кинестетическое восприятие
1
1
- реакция на прикосновения человека:
к рукам
к ногам
к голове
- реакция на соприкосновение с
материалами различными по
температуре:
холодный
теплый
- реакция на соприкосновение с
материалами различными по фактуре:
гладкий
шероховатый
пр
нг
- реакция на соприкосновение с
материалами различными по вязкости:
пена
краска
клейстер
ср
нг
нг
нг
нг
ср
нг
нг
- реакция на давление на поверхность
тела
- реакция на изменение положения тела
нг
реакция на сгибание
- реакция на
положение частей правой руки
тела
реакция на разгибание
нг
правой руки
ср
нг
реакция на удержание
правой руки
нг
реакция на сгибание левой
руки
нг
реакция на разгибание
левой руки
нг
реакция на удержание
левой руки
нг
реакция на сгибание
правой ноги
нг
реакция на разгибание
правой ноги
нг
реакция на удержание
правой ноги
нг
реакция на сгибание левой
ноги
нг
реакция на разгибание
левой ноги
нг
реакция на удержание
левой ноги
нг
- реакция на соприкосновение тела с
разными видами поверхностей
твердая кушетка
гимнастический мат
Восприятие запаха
- реакция на запах:
апельсин
яблоко
огурец
помидор
лук
чеснок
мыло
шампунь
туалетная вода
зубная паста
Восприятие вкуса
- реакция на вкус продуктов, различных
по вкусовым качествам:
сладкий (сахар)
кислый (лимон)
соленый (соль)
нг
ср
нг
ср
ср
ср
ср
нг
нг
нг
нг
нг
ср
нг
нг
Предметно-практические действия
Действия с материалами
- сминание материала двумя руками:
бумажная салфетка
бумага
- разрывание материала двумя руками:
вата
салфетка
бумага
- размазывание материала двумя руками:
краска
клейстер
1
1
1
1
1
1
1
1
пена для бритья
- разминание материала двумя руками:
тесто
мягкий пластилин
Действия с предметами
- встряхивание предмета
- нажимание на предмет кистью руки с
усилием:
коммуникативная кнопка
коммуникатор
дозатор (средство для мытья рук)
- нажимание пальцем руки:
звонок
пианино
- сжимание предмета двумя руками:
резиновая игрушка
мокрая губка
- вынимание предметов из ёмкости
- складывание предметов в емкость
- перекладывание предметов из одной
емкости в другую
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Двигательное развитие
- удержание головы:
в положении лежа на спине
в положении лежа на животе
в положении на боку (правом,
левом)
в положении сидя
- выполнение движений головой:
наклоны (вправо, влево, вперед в
положении лежа на спине/животе,
стоя или сидя)
повороты (вправо, влево в
положении лежа на спине/животе,
стоя или сидя)
Выполнение пассивных движений
- выполнение движений руками:
вперед
вверх
в стороны
- выполнение движений пальцами рук
сгибание фаланг пальцев
разгибание фаланг пальцев
2
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
сгибание пальцев в кулак
разгибание пальцев
- опора:
на предплечья
на кисти рук
- изменение позы в положении сидя:
поворот вправо
поворот влево
наклон вперед
наклон вправо
наклон влево
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
- стояние на четвереньках
- ползание на животе
1
Альтернативная коммуникация
Основы коммуникации
4.5. Нравственное развитие.
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи,
сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
4.6. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил
гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Соблюдать режим дня
Гулять на свежем воздухе в любое время года
Знание правил здорового питания.
Не спешить во время еды
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО
Должность
Кравченко О.К.
учитель-дефектолог
Кравченко О.К.
учитель-логопед
Кравченко О.К.
педагог-психолог
Пузина Е.Н.
учитель
6. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и
семьи обучающегося.
Задачи
Мероприятия
участие в тренингах
участие в занятиях
коррекционной группы
участие в семейных
Психологическая
встречах «Клуба
поддержка семьи
выходного дня»
индивидуальные
консультации с
психологом
Повышение
индивидуальные
осведомленности родителей консультации родителей
об особенностях развития и со специалистами (раз в
специфических
триместр и по запросу
образовательных
родителей)
потребностях ребенка
тематические семинары:
участие родителей в
разработке и реализации
СИПР
посещение родителями
уроков/занятий в
организации
домашнее
визитирование
Взаимодействие
ведение дневника
специалистов и семьи в
наблюдений (краткие
ходе разработки и
записи)
реализации СИПР
информирование
электронными средствами
личные встречи, беседы
ежедневный просмотр и
записи в дневнике ребенка
просмотр и обсуждение
видеозаписей занятий с
ребенком в школе и дома
Отчет о проведении
7. Технические средства и дидактические материалы,
необходимые для реализации СИПР
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал
по темам: "Времена года", "Праздники", "Деревья", "Птицы", "Человек и его тело",
"Древесина", "Огонь", "Воздух", "Мальчики и девочки", "Рыбы", "Насекомые",
"Ягоды", "Грибы", "Садовые цветочно-декоративные растения", "Дикорастущие
цветочно-декоративные растения", "Комнатные растения", "Календарь", "Погода",
"Средства гигиены", "Одежда и обувь", "Дом и двор", "Объекты и явления природы",
"Транспорт", "Посуда", "Бытовая техника", "Город", "Музыкальные инструменты";
муляжи внутренних органов человека, пособие "Скелет человека".
- Набор пиктограмм; мнемокартинки.
- Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник);
игровые наборы "Нумикон", логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки
Кюизенера, конструктор "Лего", счетный материал; настольный калькулятор,
оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; линейка без шкалы,
линейка.
- Пылесос, швабра, тряпки, ведро для мытья пола, перчатки для уборки, таз, ковшик,
мерный стакан, моющие средства для стирки руками (мыло, стиральный порошок),
прищепки, напольная вешалка для сушки белья, вешалка для сушки носков; утюг,
гладильная доска, резиновый коврик, "плечики" для одежды, коробка и чехол для
хранения одежды; щетки с ворсом и с липкой поверхностью для одежды;
электросушилка для обуви; средства для чистки обуви; щетки различной жесткости,
фланелевая и шерстяная тряпочки, поролоновая и металлизированная губки. - Набор
инструментов для ухода за комнатными растениями.
- Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.
- Инструменты и материалы для профильного труда: кисточки, цветная бумага,
цветной картон, войлочный коврик, влажные салфетки, ткани, нитки, расческа,
- Кремы для рук и лица; тканевые и бумажные носовые платки; расческа; ватные
палочки с ограничителем; мыло, гель для душа, полотенце, гигиеническая помада.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи,
футбольный мяч, баскетбольный мяч,
- Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр,
аудиозаписи.
- Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериалы.
8. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
7
7 баллов - «выполняет действие самостоятельно (без опоры на внешние
средства; внешними средствами являются непосредственная помощь
учителя, алгоритмы, образцы)» / «самостоятельно показывает
называемый объект окружающего мира / самостоятельно называет
указанный объект окружающего мира»
6
6 баллов - «выполняет действие по образцу» (обучающийся
ориентируется на наглядный результат действия).
5
5 баллов - «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся
ориентируется на наглядно представленную – предметную или
графическую последовательность действий)
4
4 балла - «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет
инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую)
3
3 балла - «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает
образец выполнения действия, обучающийся повторяет это действие) / не
всегда показывает называемый объект окружающего мира / не всегда
называет указанный объект окружающего мира.
2
2 балла - «выполняет действие с частичной физической помощью»
(педагог периодически оказывает физическую помощь - при выполнении
отдельных операций действия использует прием «рука в руке», меняет
локализацию прикосновения, придерживая ребенка за запястье,
предплечье, локоть и др.)
1
1 балл - «выполняет действие со значительной физической помощью»
(педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует
прием «рука в руке») / «не показывает называемый объект окружающего
мира / не называет указанный объект окружающего мира»
нг
– негативная реакция на воздействие
ср
– скрытая реакция на воздействие
пр
– положительная реакция на воздействие