Положение о психолого-педагогическом консилиуме в школе

1

сопровождения, направленной на решение задач комплексной оценки
особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей
обучающихся и определения стратегии оказания психолого-педагогической
помощи как в самой общеобразовательной организации, так и за ее пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного
представления об отдельном обучающемся, группе, классе, которое
складывается из профессиональных мнений (суждений) педагогов и
специалистов сопровождения, а также участников образовательной
деятельности, заинтересованных в успешном обучении и развитии
обучающихся.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи обучающимся, имеющих трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
исходя из реальных возможностей образовательной организации и в
соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья детей и подростков.
2.2. Задачами деятельности Консилиума МБОУ СОШ №59 п.Белозёрный
являются:
 организация и проведение комплексной психолого-педагогической
диагностики
обучающегося
с
использованием
современных
диагностических методик, направленных на выявление актуального
уровня развития обучающихся, а именно: особенностей сенсомоторного
развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной
сферы, уровня развития речи; и определение потенциальных
возможностей обучающихся;
 выявление
детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее,
нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и
помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и
обучения; организация работы с родителями таких детей по выполнению
рекомендаций и направлению их на ПМПк;
 определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях
общеобразовательной организации;
 подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий
сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и
реализации программы сопровождения;
 содействие созданию специальных условий обучения и воспитания детей
с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк;
 отслеживание динамики развития обучающегося и эффективности
реализации программ коррекционно-развивающей работы;
 координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и
планов работы по сопровождению обучающихся;
2

разработка рекомендаций педагогам для обеспечения индивидуальнодифференцированного подхода к обучающимся в образовательной
деятельности;
 подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня
актуального развития обучающегося, динамику его состояния, уровень
успеваемости, а также характеристики или заключения для
предоставления при необходимости в ПМПк (Приказ Минобразования и
науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 «Об
утверждении
Положения
о
психолого-медико-педагогической
комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум МБОУ СОШ №59 п.Белозёрный
выполняет следующие функции:
 экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность,
всесторонность и достоверность диагностики развития обучающегося,
трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы,
социальной адаптации на разных возрастных этапах;
 аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом
глубокого, системного и всестороннего анализа первичной информации
об обучающемся и результатов обследования на Консилиуме;
 методическая – реализуется через формирование и использование
пакетов
стандартизированных
диагностических
методик
для
обследования детей разного возраста в условиях Консилиума;
соблюдение требований к процедуре обследования обучающегося, к
формам документации и статистической отчетности по результатам
деятельности Консилиума;
 функция сопровождения заключается в проектировании программы
сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической
помощи;
 социально-адаптивная – предполагает защиту интересов обучающегося
и его семьи, оказание поддержки при включении обучающегося в
образовательную деятельность.


3. Структура психолого-педагогического консилиума в школе
3.1. ППк создаётся приказом директора общеобразовательной организации на
текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на
заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Приказом директора
школы утверждается положение о ППк, его состав, график работы, формы
документов, председатель из числа административно-управленческого состава
и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк
или лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит
заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учительдефектолог (при наличии), социальный педагог.
3

3.3. На заседание ППк приглашаются классный руководитель, педагоги,
учителя-предметники, работающие с конкретным обучающимся.
3.4. Документы ППк, включая карты развития обучающихся, получающих
психолого-педагогическое сопровождение, хранятся у председателя
Консилиума и выдаются педагогическим работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не
позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается
всеми участниками заседания ППк.
3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с
установлением ответственности специалистов за исполнение решений,
отраженных в протоколе заседания.
3.6. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми
членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с
соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для
реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного
обучающегося.
3.7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей
(законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия
родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным
заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в
соответствующем разделе заключения ППк, а образовательная деятельность
осуществляется по ранее установленной образовательной программе в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов,
участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее
трех рабочих дней после проведения заседания.
3.9. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую
комиссию оформляется Представление Консилиума на обучающегося.
Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПк выдается
родителям (законным представителям) под личную подпись.
3.10. Председатель ППк:
 организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и
обеспечивает систематичность его заседаний;
 возлагает ответственность за разработку и реализацию программы
психолого-педагогического
сопровождения
на
специалистов
сопровождения;
 координирует взаимодействие специалистов по реализации программы
психолого-педагогического
сопровождения
обучающегося,
его
родителей (законных представителей), педагогического коллектива
школы, взаимодействие между образовательной организацией и
4

социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых
кадровых ресурсов);
 обеспечивает
контроль качества и своевременного исполнения
мероприятий, предусмотренных программой психолого-педагогического
сопровождения и рекомендациями ПМПк.
3.11. Секретарь ППк:
 ведет отчетную и текущую документацию ППк;
 оповещает
педагогов, обучающихся и родителей (законных
представителей), приглашенных на заседание, о дате, месте и времени
его проведения;
 ведет протокол заседания ППк;
 координирует
взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими
организациями (при необходимости).
3.12. Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог, классный
руководитель и другие специалисты):
 организуют диагностику для определения уровня актуального развития
обучающегося, выявления причин и механизмов трудностей в обучении,
отклонений в развитии и поведении;
 определяют
содержание и формы собственной коррекционноразвивающей работы, а также формулируют рекомендации для
педагогов и родителей (законных представителей) по созданию
оптимальных условий обучения, адаптации и социализации
обучающегося;
 участвуют
в разработке и реализации программы психологопедагогического сопровождения.
3.13. Ведущий специалист (учитель, классный руководитель или другой
специалист) утверждается на весь период сопровождения приказом директора
школы:
 организует
подготовку документов к плановым и внеплановым
заседаниям ППк;
 выявляет трудности, которые испытывает обучающийся в различных
педагогических ситуациях, в общении со сверстниками;
 предоставляет
информацию об индивидуальных потребностях
обучающегося в организации режимных моментов, образовательной
деятельности, общения и самочувствия;
 координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график
работы,
встречи,
консультации)
с
родителями
(законными
представителями) обучающегося;
 отслеживает
динамику развития обучающегося и эффективность
оказываемой ему психолого-педагогической помощи;
 доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на
плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой
обсуждения проблем обучающегося на внеплановых заседаниях.
3.14. Педагоги, работающие с сопровождаемым обучающимся:
5








исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации
образовательной деятельности, учитывают его индивидуальные
особенности;
участвуют в организации его внеурочной и каникулярной занятости;
соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для
сопровождаемого обучающегося (организация рабочего места,
вспомогательные и технические средства, специальный дидактический
материал, оценивание достижений, темп и объем выполнения
письменных заданий, изменения способа выполнения заданий и др.);
участвуют в формировании толерантных установок обучающихся
классного коллектива и родителей (законных представителей) к
особенностям сопровождаемого обучающегося.

4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом
общеобразовательной организации на обследование и организацию
комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике
проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком
проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики
обучения и коррекции, внесения (при необходимости) изменений и
дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
 при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психологопедагогическом сопровождении;
 при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития
обучающегося;
 при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и
развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей
(законных представителей) обучающегося, педагогических сотрудников
общеобразовательной организации;
 с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк,
степень социализации и адаптации обучающегося. На основании полученных
данных разрабатываются рекомендации для участников образовательной
деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках
основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в
соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами обучающихся на
6

обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4264
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается
доплата, размер которой определяется общеобразовательной организацией
самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя
из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных
индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
5.2. Обследование обучающегося специалистами Консилиума осуществляется
по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников
общеобразовательной организации с письменного согласия родителей
(законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк
заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании,
организует подготовку и проведение заседания ППк.
5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций
обучающемуся назначается ведущий специалист (учитель, классный
руководитель или другой специалист). Ведущий специалист представляет
обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на
ППк (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение
и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты
обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное
заключение ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в
обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы,
комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и
адаптации своего ребенка.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся
6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПк и могут включать в том
числе:
 разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
 разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
 адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции общеобразовательной организации.
6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут
включать условия обучения и развития, требующие организации обучения по
7

индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского
сопровождения, в том числе:
 дополнительный выходной день;
 организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного
дня (снижение двигательной нагрузки);
 предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
 снижение объема задаваемой на дом работы;
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции общеобразовательной организации.
6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
могут включать в том числе:
 проведение
групповых и (или) индивидуальных коррекционноразвивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;
 разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
 адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
 профилактику асоциального поведения обучающегося;
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции общеобразовательной организации.
7. Права и обязанности
7.1. Родители (законные представители) обучающегося имеют право:
 присутствовать при обследовании обучающегося, принимать участие в
заседании ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания
образовательной программы, степени его социализации и адаптации;
 знакомиться
с результатами обследования и коллегиальным
заключением;
 вносить свои замечания и предложения по созданию специальных
образовательных условий;
 получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер,
необходимых для разрешения трудностей в развитии, обучении,
адаптации, включая определение видов, сроков оказания психологопедагогической помощи;
 получать информацию о своих правах и правах детей в рамках
деятельности ППк.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
 неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с
его решениями);
 обеспечивать посещение
обучающимся коррекционно-развивающих
занятий и курсов специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:
 руководствоваться
в своей деятельности профессиональными и
этическими принципами, подчиняя ее исключительно интересам
обучающихся и их семей;
8

применять в своей деятельности современные психолого-педагогические
подходы в обучении, развитии и социализации обучающихся;
 не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития обучающегося
сведения об изменениях в состоянии его развития в процессе психологопедагогического сопровождения;
 соблюдать
конфиденциальность и нести ответственность за
несанкционированное разглашение сведений об обучающихся и их
семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:
 иметь
свое особое мнение по особенностям сопровождения
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной
общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации в
рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в
документации ППк;
 представлять и отстаивать свое мнение об особенностях обучающегося и
направлениях собственной деятельности в качестве представителя
образовательной организации при обследовании ребенка на ПМПк.


8. Документация ППк в школе
8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в
общеобразовательной организации входит:
 приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов
Консилиума;
 Положение о ППк в школе;
 график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
 журнал учета заседаний Консилиума и обучающихся, прошедших ППк;
 журнал
регистрации
коллегиальных
заключений
психологопедагогического консилиума;
 журнал направлений обучающихся на ПМПк;
 протоколы заседания ППк;
 карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое
сопровождении:

результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;

представление обучающегося на ПМПк;

коллегиальные заключения ППк;

карта индивидуальных достижений; Источник: https://ohrana
согласие родителей (законных представителей) на обследование и
психолого-педагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ
СОШ №59 п.Белозёрный, принимается на Педагогическом совете школы,
утверждается приказом директора МБОУ СОШ №59 п.Белозёрный.

9

9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1.
настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».