ФГОС начальное образование

1111111111111111 1110
•

МИНИСТЕРСТВО ОБРА

1

М

Х

1IIIll\l~\Ш

W R

•

ОВАНИ

РОССИЙСКОЙ

ЕДЕРАЦ

(Минобрнаук лDlОJmJjJЦ}ВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИ

лAjВГИСТРИРОВАНО
Регистрационный J'f2 ~51gS

«6

»ОI-{',тября

ОТ ":Z2" '~?c7~

2009г.

2(tJj~ 3 3
_f

Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего образования

в

соответствии

образования

и

с

пунктом

науки

Положения

5.2.8

о

Министерстве

Федерации,

Российской

утвержденного

постановлением Правительства Российской Федерации от

NQ 280
ст.

7

(Собрание законодательства Российской Федерации,

2562; 2005, NQ 15,
ст.

NQ 34,

15

3938;

Правил

K~

48,

ст.

1350; 2006, NQ 18,

ст.

5619; 2009,

разработки

образовательных
Правительства

и

3,

утверждения

стандартов,

Российской

K~

ст.

ст.

378;

K~

14,

федеральных

ст.

от

24

г.

ст.

1662),

2990;

пунктом

государственных
постановлением

февраля

(Собрание законодательства Российской Федерации,

2004

2004, NQ 25,

2007; 2008, NQ 25,

утвержденных

Федерации

июня

2009

2009, NQ 9,

г.
ст.

NQ 142

1110),

при к азы в а ю:

1.

Утвердить

прилагаемый

федеральный

государственный

образовательный стандарт начального общего образования.

2.

Ввести в действие с

1 января 2010

г. федеральный государственный

образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.

Мини с

А. Фурсенко

ФГОС-О3

lB

Приложение
Утвержден

приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации

от «~» октября

г.

2009

NQ 373

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. ОБЩИЕ
Федеральный

1.

ПОЛОЖЕНИЯ

государственный

начального общего образования (далее
совокупность

требований,

образовательной

образовательными

образовательный

Стандарт) представляет собой

-

обязательных

программы

при

реализации
общего

начального

учреждениями,

стандарт

имеющими

основной

образования

государственную

аккредитацию. 1
Стандарт включает в себя требования:

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

начального общего образования;
к

структуре

основной

образовательной

программы

начального

общего образования, в том числе требования к соотношению частей
основной

образовательной

программы

и

их

объему,

а

также

к

соотношению обязательной части основной образовательной программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса;

Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных
1992, N9. зо, ст. 1797;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N9. З, ст. 150; 2007, N9. 49, ст. 6070)
I

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,

ФГОС начального общего образования-ОЗ

11

2

к

условиям

начального

реализации

общего

основной

образовательной

программы

образования, в том числе кадровым,

финансовым,

материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной
образовательной программы начального общего образования учитывают
возрастные

и

индивидуальные

особенности

обучающихся

на

ступени

начального общего образования, самоценность ступени начального общего
образования как фундамента всего последующего образования.

2.

Стандарт

учитывает

образовательные

ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт

3.

является

потребности

детей

с

2

основой

объективной

оценки

уровня

образования обучающихся на ступени начального общего образования.
Нормативный

4.

срок

освоения

основной

образовательной

программы начального общего образования составляет четыре года. 3

5.

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и

этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

6.

Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего
образования;
духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

на

ступени начального общего образования, становление их гражданской
идентичности как основы развития гражданского общества;

2

При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными

возможностями
образовательные
(Ведомости
Федерации,

2007, NQ 49,
3

здоровья

могут

стандарты

быть

(пункт

5

Съезда народных депутатов

1992, NQ зо,
6070).

ст.

1797;

установлены

статьи

7

специальные

Закона Российской

Российской

Федерации

и

федеральные
Федерации
Верховного

государственные
«Об

образовании})

Совета Российской

Собрание законодательства Российской Федерации,

1996, NQ

З, ст.

150;

ст.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии)
ФГОС начального общего образования-ОЗ

3

образовательных

основных

преемственности

программ

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального профессионального, среднего профессионального и
высшего профессионального образования;

сохранения

и

развития

культурного

разнообразия

и

языкового

наследия многонационального народа Российской Федерации, права на

изучение

родного

образования

на

языка,

родном

возможности
языке,

получения

овладения

начального

духовными

общего

ценностями

и

культурой многонационального народа России;
единства образовательного пространства Российской едерации в

условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных
учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в
том

числе

управления,

через

развитие

расширение

форм

государственно-общественного

возможностей

для

реализации

права

выбора

педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов
оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных

форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры
образовательной среды образовательного учреждения;
формирования

критериальной

оценки

результатов

освоения

обучающимися основной образовательной программы начального общего

образования, деятельности педагогических работников, образовательных
учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися

основной образовательной програ:ммы начаJIЬНОГО общего образования, в
том числе

обеспечение условий для

индивидуального развития

всех

обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается
в специальных

условиях

обучения,

-

одаренных

детей

и

детей

ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС начального общего образования-ОЗ

10

с

4

7.

В основе Стандарта лежит

системно-деятельностный подход,

который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям

информационного
построения

общества,

инновационной

демократического

толерантности,

диалога

экономики,

гражданского

культур

и

общества

уважения

задачам

на

основе

многонационального,

поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования

в системе образования на основе разработки содержания и технологий
образования,

определяющих

пути

и

способы

достижения

социально

желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития

обучающихся;
ориентацию

на результаты

образования

как

системообразующий

компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий,

познания и освоения мира

составляет цель и основной результат образования;

признание
организации

решающей

роли

содержания

образования,

способов

образовательной деятельности и взаимодействия участников

образовательного процесса в достижении целей личностного, социального

и познавательного развития обучающихся;
учет

индивидуальных

физиологических

особенностей

психологических

возрастных,

обучающихся,

роли

и

и

значения видов

деятельности и форм общения для определения целей образования и
воспитания и путей их достижения;

обеспечение

преемственности

дошкольного,

ТТп .... Тп ТТТ ТТ""'Т"'А

na'1aJJ.DnV~

v

основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие

организационных

форм

и

учет

индивидуальных

особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с
ограниченными

возможностями

ФГОС начального общего образования-ОЗ

здоровья),

обеспечивающих

рост

5

творческого

потенциала,

взаимодействия

со

познавательных

сверстниками

и

мотивов,

взрослыми

обогащение
в

форм

познавательной

деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования,
что

и

создает

основу

для

самостоятельного

успеIllНОГО

усвоения

обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего

8.

образования осуществляется:
становление

основ

гражданской

идентичности

и

мировоззрения

обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности

-

умение принимать, сохранять цели и следовать им в

учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль

и

оценку,

взаимодействовать

с

педагогом

и

сверстниками

в

учебном процессе;
духовно-нравственное
предусматривающее

развитие

принятие

ими

и

воспитание

моральных

норм,

обучающихся,
нравственных

установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника (<<портрет выпускника начальной IllКОЛЬШ):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации

собственной деятельности;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

6

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий

правила

здорового

и

безопасного

для

себя

и

окружающих образа жизни.

11. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,

освоивших

основную

образовательную программу начального

общего

образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся

к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,

ценностно-смысловые

установки

индивидуально-личностные

личностные

обучающихся,

позиции,

социальные

сформированность

качества;

отражающие

их

компетенции,

основ

гражданской

идентичности.
включающим

метапредметным,

универсальные

учебные

коммуникативные),
компетенциями,

действия

освоенные

(познавательные,

обеспечивающие
составляющими

овладение

основу

умения

обучающимися

регулятивные

и

ключевыми
учиться,

и

межпредметными понятиями.

предметным,

включающим

освоенный

обучающимися

в

ходе

изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и

ФГОС начального общего образования-ОЗ

7

применению,

а

также

систему

основополагающих

элементов

научного

знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

10.

Личностные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования должны отражать:
формирование

1)

основ

российской

гражданской

идентичности,

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание

своей

этнической

формирование ценностей

и

национальной

принадлежности;

многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда

2)

на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;

формирование

3)

уважительного

отношения

к

иному

мнению,

истории и культуре других народов;

овладение

4)

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие

5)
мотивов

учебной

деятельности

и

формирование

личностного

смысла

учения;

б) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки,

в

том

представлений

о

числе

в

информационной

нравственных нормах,

деятельности,

социальной

на

основе

справедливости

и

свободе;

7)

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

II

8

9)

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных

социальных

ситуациях,

умения

не

создавать

конфликтов

и

находить выходы из спорных ситуаций;

1О)

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.

Мета предметные

11.

результаты

основной

освоения

образовательной программы начального общего образования должны
отражать:

1)

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)

освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера;

3)

формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации;

определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата;

4)

формирование

умения

понимать

причины

успехaJнеуспеха

учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;

5)

освоение

начальных

форм

познавательной

и

личностной

рефлексии;

6)

использование

знаков о-символических

средств

представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;

7)

активное

использование

речевых

средств

информационных и коммуникационных технологий (далее
решения коммуникативных и познавательных задач;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

и

средств

ИКТ) для

9

использование

8)

источниках и
Интернет),

открытом

сбора,

интерпретации

различных
учебном

обработки,

информации

в

способов

поиска

(в

справочных

информационном пространстве
анализа,

организации,

соответствии

с

передачи

коммуникативными

познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

числе

умение

вводить

текст

с

помощью

сети

клавиатуры,

и
и

в том

фиксировать

(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать

изображения, звуки,
видео-

готовить свое выступление и выступать с аудио-,

графическим

и

соблюдать

сопровождением;

нормы

информационной избирательности, этики и этикета;

9)

овладение

навыками

смыслового

чтения

текстов

различных

стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое

высказывание

в

соответствии

с

задачами

коммуникации

и

составлять тексты в устной и письменной формах;

1О)
синтеза,

овладение

обобщения,

установления

логическими

действиями

классификации

аналогий

и

по

сравнения,

родовидовым

причинно-следственных

связей,

анализа,

признакам,
построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку событий;

12)

определение общей цели и путей

договариваться
деятельности;

о

распределении

осуществлять

функций

ее достижения; умение
и

ролей

в

~

Т"'IO""'''

Trll.

'ТУТ

TTr

.D~аУJ.lVIПDl.п

контроль

в

совместной
сов~лестной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;

13)

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством

учета интересов сторон и сотрудничества;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

10

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях

14)
объектов,

и

процессов

социальных,

явлений

культурных,

(природных,

действительности

технических

и

др.)

в

соответствии

с

содержанием конкретного учебного предмета;
овладение

15)
понятиями,

базовыми

отражающими

предметными

существенные

связи

и
и

межпредметными
отношения

между

объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде

16)

начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

12.

Предметные результаты освоения основной образовательной

программы
содержания

начального
предметных

общего

образования

областей,

включающих

с
в

учетом

специфики

себя

конкретные

учебные предметы, должны отражать:

12.1.

Филология

Русский язык. Родной язык:

1)

формирование

первоначальных

представлений

о

единстве

и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;

2)
явление

понимание обучающимися того, что язык представляет собой
национальной

культуры

и

основное

средство

человеческого

общения, осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)
и

сформированность позитивного отношения к правильной устной

письменной

речи

как

позиции человека;

ФГОС начального общего образования-ОЗ
"

показателям

общей

культуры

и

гражданской

11

4)
и

овладение первоначальными представлениями о нормах русского

родного

литературного

языка

(орфоэпических,

лексических,

грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в

целях,

задачах,

средствах и

условиях

общения,

выбирать

адекватные

языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

овладение

5)

учебными

действиями

с

языковыми

единицами

и

умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
понимание литературы как явления национальной

1)

культуры,

и мировой

средства сохранения и передачи нравственных ценностей и

традиций;

осознание

2)

значимости

чтения

для

личного

развития;

формирование представлений о мире, российской истории и культуре,
первоначальных

этических

представлений,

нравственности;

успешности

обучения

по

понятий

всем

о

добре

учебным

и

зле,

предметам;

формирование потребности в систематическом чтении;

понимание роли чтения, использование разных видов чтения

3)

(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,

участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;

4)

достижение необходимого для продолжения образования уровня

читательской компетентности, общего речевого развития, Т.е. овладение
техникой

чтения

интерпретации,
популярных

и

вслух

анализа
учебных

и

и

про

себя,

преобразования
текстов

с

элементарными

художественных,

использованием

приемами

научно­

элементарных

литературоведческих понятий;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

1

12

5)

умение

пользоваться

самостоятельно

справочными

выбирать

источниками

интересующую

для

понимания

литературу;
и

получения

дополнительной информации.
Иностранный язык:

1)

приобретение

начальных

навыков

общения

в

устной

и

письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих
речевых

возможностей

и

потребностей;

освоение

правил

речевого

и

неречевого поведения;

2)

освоение

начальных

представлений,

лингвистических

необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной
речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3)

сформированность дружелюбного отношения и толерантности к

носителям

другого

сверстников

в

языка

на

других странах,

основе

знакомства

с детским

с

жизнью

фольклором и

своих

доступными

образцами детской художественной литературы.

12.2. Математика
1)

и информатика:

использование начальных математических знаний для описания и

объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки
их количественных и пространственных отношений;

2)

овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного
пересчета,

воображения

прикидки

И

оценки,

и

математической

речи,

наглядного

измерения,
данных

11

процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3)

при обретение

начального

опыта

применения

математических

знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

13

4)
числами

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с
и

числовыми

действовать

в

алгоритмы,
фигуры,

выражениями,

соответствии

исследовать,

работать

с

с

текстовые

алгоритмом

распознавать

таблицами,

и

и

задачи,

строить

изображать

схемами,

графиками

умение

простейшие

геометрические
и

диаграммами,

анализировать

представлять,

совокупностями,

цепочками,

решать

и

интерпретировать данные;

5)

приобретение первоначальных представлений

о

компьютерной

грамотности.

12.3.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

1)

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание

чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)
краю,

сформированность уважительного отношения к России, родному

своей

семье,

истории,

культуре,

природе

нашей

страны,

её

современной жизни;

3)

осознание

экологической

поведения

в

целостности

грамотности,

мире

природы

окружающего
элементарных

и

людей,

мира,
правил

норм

освоение

основ

нравственного

здоровьесберегающего

поведения в природной и социальной среде;

4)

освоение доступных способов изучения природы и общества

(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);

5)

развитие

навыков

устанавливать

и

выявлять

причинно­

следственные связи в окружающем мире.

ФГОС начального общего образования-ОЗ

11

14

12.4.

1)

ОСНОВЫ духовно-нравственной КУЛЬТУРЫ народов России:

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному

саморазвитию;

2)
морали,

знакомство
понимание

с

основными
их

значения

нормами
в

светской

и

выстраивании

религиозной

конструктивных

отношений в семье и обществе;

3)

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни

человека и общества;

4)

формирование первоначальных представлений о светской этике, о

традиционных

религиях,

их

роли

в

культуре,

истории

и

современности

России;

5)

первоначальные

об

представления

исторической

роли

традиционных религий в становлении российской государственности;

6)

становление внутренней установки личности поступать согласно

своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7)

осознание ценности человеческой жизни.

12.5.

Искусство

Изобразительное искусство:

1)

сформированность

изобразительного

искусства

первоначальных
в

жизни

представлений

человека,

его

роли

в

о

роли

духовно­

нравственном развитии человека;

2)
на

сформированность основ художественной культуры, в том числе

материале

художественной

культуры

родного

края,

эстетического

отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;

3)

овладение практическими умениями и навыками в восприятии,

анализе и оценке произведений искусства;
ФГОС начального общего образования-ОЗ

15

4)

овладение элементарными практическими умениями и навыками

в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,

скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Музыка:

1)

сформированность первоначальных представлений о роли музыки

в жизни человека, ее роли в

2)

духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на

материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного

вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3)

умение

воспринимать музыку и

выражать

свое

отношение к

музыкальному произведению;

4)

использование

музыкальных

образов

создании

при

театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизации.

12.6.
1)

Технология:

получение

первоначальных представлений

нравственном значении

труда в

жизни

человека и

о

созидательном
общества;

и

о мире

профессий и важности правильного выбора профессии;

2)

усвоение

первоначальных

представлений

о

материальной

культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3)

при обретение

технологическими

навыков

приемами

правил техники безопасности;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

ручной

самообслуживания;
обработки

материалов;

овладение
усвоение

16

4)

использование приобретенных знаний и умений для творческого

решения

несложных

конструкторских,

художественно-конструкторских

(дизайнерских), технологических и организационных задач;

5)

приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной

деятельности,

сотрудничества,

планирования

взаимопомощи,

и

организации;

6)

при обретение

предметной

и

выполнения

первоначальных

информационной

знаний

среды

учебно-познавательных

и

о

умений

и

правилах

создания

применять

проектных

их

для

художественно­

конструкторских задач.

12.7.

1)

Физическая культура:

формирование

первоначальных

представлений

о

значении

физической культуры для укрепления здоровья человека (физического,

социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие
человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о

физической

культуре

и

здоровье

как

факторах

успешной

учебы

и

социализации;

2)

овладение

жизнедеятельность

умениями
(режим

организовывать

дня,

утренняя

здоровье сберегающую

зарядка,

оздоровительные

мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3)

формирование навыка систематического наблюдения за своим

физическим

состоянием,

величиной

физических

нагрузок,

данных

мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития

основных

физических

координации, гибкости).

ФГОС начального общего образования-ОЗ

качеств

(силы,

быстроты,

выносливости,

17

При

13.

итоговой

оценке

качества

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования в рамках
контроля

успеваемости

в

процессе

освоения

содержания

отдельных

учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно­
практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке,
технологии;

обобщенных

способов

умений

деятельности,

в

учебно-

познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая

оценка

образовательной

качества

программы

освоения

обучающимися

начального

общего

основной

образования

осуществляется образовательным учреждением.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования должно быть
достижение

предметных

и

метапредметных

результатов

освоения

основной образовательной программы начального общего образования,

необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты

промежуточной

аттестации

обучающихся,

отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений,
продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения

обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к
опорной

системе

знаний,

необходимых

для

обучения

на

следующей

ступени общего образования.

ФГОС начального общего образования-ОЗ

II

18

Итоговая оценка освоения основной образовательной программы
начального

общего

учреждением

и

образования

направлена

на

образовательным

проводится

оценку

достижения

обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной
программы начального общего образования используются для принятия
решения

опереводе

обучающихся

на

следующую

ступень

общего

образования.
к

результатам

индивидуальных

итоговой

подлежащим

достижений
качества

оценке

обучающихся,

не

основной

освоения

образовательной программы начального общего образования, относятся:
ценностные ориентации обучающегося;
индивидуальные

личностные

характеристики,

в

том

числе

патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной

деятельности

обучающихся

может

осуществляться

в

ходе

различных

мониторинговых исследований.

111. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

14.

Основная

образования

образовательная

определяет

содержание

программа
и

начального

организацию

общего

образовательного

процесса на ступени нача.11ЬНОГО общего образования и направлена на
формирование

общей

культуры,

духовно-нравственное,

социальное,

личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы
для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие
ФГОС начального общего образования-ОЗ

19

и

укрепление

и

сохранение

самосовершенствование,

здоровья

обучающихся.

15.

Основная

образования

образовательная

содержит

обязательную

программа
часть

и

начального
часть,

общего

формируемую

участниками образовательного процесса.

Обязательная

часть

основной

образовательной

начального общего образования составляет

участниками

образовательного

процесса,

80 %,

программы

а часть, формируемая

- 20 % от общего объема

основной образовательной программы начального общего образования.

16.

Основная

образовательная

программа

начального

общего

образования должна содержать следующие разделы:

1)

пояснительная записка;

2)

планируемые

результаты

освоения

обучающимися

основной

образовательной программы начального общего образования;

3)

учебный план начального общего образования;

4)

программа формирования универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени начального общего образования;

5)

программы отдельных учебных предметов, курсов;

6)

программа

духовно-нравственного

развития,

воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования;

7)

программа формирования культуры

здорового и безопасного

образа жизни;

8) программа коррекционной работы 4 ;
9)

система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования.
Основная

образовательная

программа

начального

общего

образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном

4

Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном

учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС начального общего образования-ОЗ

1

20

разрабатывается

учреждении

на

основной

примерной

основе

образовательной программы начального общего образования.
Разработанная

17.

образовательная

образовательным

программа

начального

учреждением

общего

основная

образования

должна

обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

в

соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Основная

18.

образовательная

программа

начального

общего

образования должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а

также

образовательные

потребности

и

запросы

обучающихся,

воспитанников.

19.

Требования

к

разделам

основной

образовательной

программы начального общего образования:

19.1.
1)

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели

реализации

основной

образовательной

программы

начального общего образования, конкретизированные в соответствии с

требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования;

2)

принципы и подходы К формированию основной образовательной

программы

начального

общего

образования

и

состава

участников

образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;

3)

общую

характеристику

основной

образовательной

программы

начального общего образования.

19.2.

Планируемые

результаты

основной

освоения

образовательной программы начального общего образования должны:

1)

обеспечивать

связь

между

образовательным процессом и системой

требованиями

Стандарта,

оценки результатов

освоения

основной образовательной программы начального общего образования;

ФГОС начального общего образования-О3

21

2)

являться

основой

для разработки

основной

образовательной

программы начального общего образования образовательных учреждений;

3)

являться

содержательной

и

критериальной

основой

для

разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической
литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования в
соответствии с требованиями Стандарта.
Структура

основной

и

содержание

планируемых

результатов

образовательной программы начального

общего

освоения

образования

должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику
образовательного

процесса

учебных

отдельных

(в

частности,

предметов ),

специфику

целей

соответствовать

изучения

возрастным

возможностям обучающихся.
Планируемые

образовательной
уточнять

и

результаты

программы

освоения

начального

конкретизировать

обучающимися

общего

общее

образования

понимание

основной

должны

личностных,

метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их

достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих
результатов.

Оценка

образовательных
учитывать

результатов

учреждений,

планируемые

деятельности

педагогических

системы

образования,

работников

должна

результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования.

19.3.
учебный

Учебный

план)

план

начального

обеспечивает

общего

введение

в

образования

действие

и

(далее

-

реализацию

требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
ФГОС начального общего образования-03

II

22

объем

аудиторной

обязательных

нагрузки

предметных

обучающихся,

областей

и

состав

и

структуру
внеурочной

направлений

деятельности по классам (годам обучения).
образовательная

Основная

программа

общего

начального

образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы

учебной

и

организации

внеурочной

образовательного

деятельности

в

процесса,

рамках

чередование

реализации

основной

образовательной программы начального общего образования определяет
образовательное учреждение.
Учебные

планы

законодательством

обеспечивают

Российской

в

случаях

Федерации

в

предусмотренных

области

образования 5

возможность обучения на государственных языках субъектов Российской

Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения,
и устанавливают количество

занятий,

отводимых

на их изучение,

по

классам (годам) обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации
содержания предметных областей приведены в таблице:
Таблица

Формирование первоначальных представлений о единстве и

многообразии языкового и культурного пространства России, о
Филология

языке

как

основе

национального

самосознания.

Развитие

диалогической и монологической устной и письменной речи,

1

коммуникативных

умений,

нравственных

и

эстетических

чувств, способностей к творческой деятельности

Ра'3витие

2

5

математической

мышления,

речи,

логического

Математика и

алгоритмического

информатика

первоначальных представлений о компьютерной грамотности

воображения,

обеспечение

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию

Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с
ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования (пункт

Закона Российской Федерации «Об образовании»)
ФГОС начального общего образования-ОЗ

и

1

статьи

3

23

Формирование

населенному

Обществознание
и

3

естествознание

(Окружающий
мир)

уважительного

пункту,

региону,

отношения

России,

к

истории,

семье,

культуре,

природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего мира,

своего

места

в

нем.

Формирование

модели

безопасного

поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных

и

чрезвычайных

ситуациях.

Формирование

психологической культуры и компетенции для обеспечения

эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4

Основы

Воспитание

духовно-

нравственному

самосовершенствованию.

нравственной

первоначальных

представлений

культуры

отечественных традиционных

народов России

истории и современности России
Развитие

5

Искусство

способности

способностей

к

о

развитию,

Формирование

светской

религиях,

к

эмоционально-ценностному

духовному

этике,

их роли

в

об

культуре,

художественно-образному,
восприятию

произведений

изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру
Формирование

опыта

осуществление

6

Технология

практического

как

основы

обучения

поисково-аналитической
решения

прикладных

задач

и

познания,

деятельности
с

для

использованием

знаний, полученных при изучении других учебных предметов,

формирование

первоначального

опыта

практической

преобразовательнойдеятельности
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному

7

и

социальному

обучению,

культура

регуляции средствами физической культуры. Формирование
на

сохранение

первоначальных

успешному

Физическая

установки

формирование

развитию,

и

укрепление

умений

здоровья,

само­

навыков

здорового и безопасного образа жизни.

в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
учебный план предусматривает время:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных

на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные;
на внеурочную деятельность.

ФГОС начального общего образования-ОЗ

24

Количество учебных занятий за
менее

2904 часов и

более

321 О

4 учебных года не

может составлять

часов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственно е,социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное ) в таких формах как экскурсии,
кружки,

секции,

круглые

научные

общества,

столы,

олимпиады,

конференции,

соревнования,

исследования, общественно полезные

организации

образовательным

образовательных
организаций

внеурочной

культуры

и

В

научные

обучающихся

используются

дополнительного

спорта.

и

1350 часов.
деятельности

учреждением

учреждений

поисковые

школьные

практики и т. д. Время, отводимое

на внеурочную деятельность, составляет до

При

диспуты,

возможности

образования

период каникул для

детей,

продолжения

внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций

отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних

школ,

создаваемых

на

базе

общеобразовательных

учреждений

и

образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных
детей

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

могут

разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных

представителей )

индивидуальные

учебные

планы.

Реализация

индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора
образовательного учреждения.

19.4.

llрограмма

формирования

универсальных

учебных

действий у обучающихся на ступени начального общего образования
должна содержать:

описание

ценностных

ориентиров

ступени начального общего образования;
ФГОС начального общего образования-03

содержания

образования

на

25

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;

характеристики

личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые

задачи

формирования

личностных,

регулятивных,

познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
описание
универсальных

преемственности
учебных

действий

программы
при

переходе

формирования
от

дошкольного

к

действий

у

начальному общему образованию.
Сформированность

универсальных

учебных

обучающихся на ступени начального общего образования должна быть
определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

19.5.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны

обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются
на основе:

требований

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы начального общего образования;

программы формирования универсальных учебных действий.

Программы

отдельных

учебных

предметов,

курсов

должны

содержать:

1)
цели

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие

начального

общего

образования

с

учетом

специфики

учебного

предмета, курса;

2)

общую характеристику учебного предмета, курса;

3)

описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

1

26

описание

4)

ценностных

ориентиров

содержания

учебного

предмета;

личностные,

5)

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения конкретного учебного предмета, курса;

6)

содержание учебного предмета, курса;

7)

тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся;
описание

8)

материально-технического

обеспечения

образовательного процесса.

19.6.

Программа

духовно-нравственного

развития,

воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

(далее­

Программа)

духовно­

должна

быть

направлена

на

обеспечение

нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной

деятельности,

в

совместной

педагогической

работе

образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В

основу

воспитательные

этой

Программы

задачи,

базовые

должны

быть

национальные

положены
ценности

ключевые

российского

общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к
культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы,

базовым

национальным

общечеловеческим

ценностям

российского

ценностям
в

контексте

общества,

формирования

у

них

гражданской идентичности и обеспечивать:
создание

системы

воспитательных

мероприятий,

позволяющих

обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование
урочную,

целостной

внеурочную

и

образовательной

внешкольную

среды,

деятельность

и

включающей
учитывающей

историко-культурную, этническую и региональную специфику;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

27

формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа должна содержать перечень планируемых результатов

воспитания

формируемых

ценностных

ориентаций,

социальных

компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по

организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной
и

внеурочной

развитие

деятельности,

общей

ценностями
культуры,

культуры;

мировой

направленные

по

на

расширение

ознакомлению

с

общечеловеческими

культуры, духовными ценностями

нравственно-этическими

ценностями

кругозора,

отечественной

многонационального

народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся
на

ступени

начального

общечеловеческого

общего

образования

содержания,

активной

ценностных

ориентаций

жизненной

позиции,

потребности в самореализации в образовательной и иной творческой
деятельности;

по

развитию

коммуникативных

самоорганизации; по формированию и
взаимодействия

с

окружающим

навыков,

навыков

расширению опыта позитивного

миром,

воспитание

основ

правовой,

эстетической, физической и экологической культуры.

19.7.
безопасного

Программа
образа

формирования

культуры

жизни должна представлять

здорового

собой

и

комплексную

программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и
норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического,
психологического

и

социального

здоровья

обучающихся

на

ступени

начального общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни должна обеспечивать:

ФГОС начального общего образования-ОЗ

II

28

пробуждение

в

детях

желания

заботиться

о

своем

здоровье

(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование

оптимальных двигательных режимов

для детей

с

учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие
потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;

формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей

(сниженная

двигательная активность,

курение,

алкоголь,

наркотики и

другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,

употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование

потребности

ребенка

безбоязненно

обращаться

к

врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,
состояния

здоровья,

развитие

готовности

самостоятельно

поддерживать

свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

19.8.

Программа коррекционной работы должна быть направлена

на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей

с ограниченными возможностями здоровья и оказание

помощи детям

этой категории в

освоении

основной

образовательной

программы начального общего образования.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление

особых

образовательных

потребностей

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в
ТХХ
фТХ~ИUРСТ/"Г\l\,f
тх {т;rли, тт{ч;rvт;rUРf'Т/"Г\l\,f " аз"DТ"'Т'Т"Т"
.
.I:~:L
Z-A.;...J.I..I."'"
.I.'-V.L't'.L L.L \.1:.1. .L .1./ .... .1.vL.1.LU".l .1.VV.l.,-vJ.\,.1. У
.LJJ:.1..LJ:.I.X.1.,

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико­

педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных

ФГОС начального общего образования-03

29

возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико­

педагогической комиссии);
возможность

здоровья

освоения

основной

детьми

с

ограниченными

образовательной

программы

возможностями

начального

общего

образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы должна содержать:
содержание

перечень,

особых

ограниченными

план

коррекционных

ориентированных
удовлетворение

и

мероприятий,

образовательных

возможностями

образовательном

реализации

индивидуально

обеспечивающих

потребностей

здоровья,

их

детей

интеграцию

с
в

учреждении и освоение ими основной образовательной

программы начального общего образования
систему

сопровождения

условиях

комплексного

детей

с

ограниченными

образовательного

педагогическое

психолого-медико-педагогического

процесса,

обследование

детей

возможностями

включающего

с

целью

здоровья

в

психолого-медико­

выявления

их

особых

образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их
успешности в освоении основной образовательной программы начального
общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;
описание

специальных условий

обучения и

воспитания детей

с

ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды
их

жизнедеятельности,

использование

специальных

образовательных

программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,

учебных

пособий

и

дидактических

материалов,

технических

средств

обуqения коллективного и индивидуа.j'IЬНОГО пользования, предоставление
услуг

ассистента

техническую

(помощника),

помощь,

оказывающего

проведение

групповых

детям
и

необходимую

индивидуальных

коррекционных занятий;

ФГОС наqального общего образования-ОЗ

II

30

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий
педагогики,

учителей,
медицинских

других организаций,
институтов

специалистов
работников

в

области

образовательного

специализирующихся в

общества,

который

коррекционной

должен

области

учреждения

семьи

обеспечиваться

в

и

и других
единстве

урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

планируемые результаты коррекционной работы.

19.9.
освоения

Система

оценки

основной

достижения

планируемых

общеобразовательной

результатов

программы

начального

общего образования должна:

закреплять

1)

деятельности,

основные

описание

объекта

направления
и

и

содержание

цели

оценочной

оценки,

критерии,

процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления
результатов, условия и границы применения системы оценки;

2)

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся,

достижение

планируемых

результатов освоения содержания учебных предметов начального общего
образования и формирование универсальных учебных действий;

3)

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных

результатов начального общего образования;

4)

предусматривать

оценку достижений

обучающихся (итоговая

оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования) и оценку эффективности деятельности
образовательного учреждения;

5)

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений

обучающихся.

ФГОС начального общего образования-ОЗ

31

в процессе оценки достижения планируемых результатов духовно­

нравственного развития, освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны использоваться разнообразные
методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные
письменные и устные работы, проекты, практически е работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

IY.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к условиям реализации основной образовательной

20.

программы начального общего образования представляют собой систему
требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям реализации основной образовательной программы начального
общего образования и достижения планируемых результатов начального
общего образования.

21.

Интегративным результатом реализации указанных требований

должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность,
открытость

(законных

и

привлекательность

представителей)

и

для

всего

обучающихся,

общества,

их

родителей

духовно-нравственное

развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей

охрану

и

укрепление

физического,

психологического и социального здоровья обучающихся;

комфортной

по отношению к обучающимся

и педагогическим

работникам.

22.

В

программы

целях обеспечения реализации основной образовательной

начального

общего

образования

в

образовательном

ФГОС начального общего образования-03

11

32

учреждении

для

участников

образовательного

процесса

должны

создаваться условия, обеспечивающие возможность:
достижения

образовательной

планируемых

программы

результатов

начального

освоения

общего

основной

образования

всеми

обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями
здоровья;

выявления и развития способностей обучающихся через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной
деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности

образовательных учреждений дополнительного образования детей;
работы

с

одаренными детьми,

организации интеллектуальных и

творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно­
исследовательской деятельности;

участия

обучающихся, их родителей (законных представителей ),

педагогических работников
образовательной

и общественности в разработке основной

программы

начального

общего

образования,

проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в

формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов

обучающихся;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию

части основной образовательной пр огр аммы , формируемой участниками
учебного

родителей

процесса,

в

(законных

соответствии

с

представителей),

запросами

обучающихся

спецификой

и

их

образовательного

учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
использования

в

образовательном

процессе

современных

образовательных технологий деятельностного типа;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

33

включения обучающихся в процессы понимания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
при обретения опыта реального управления и действия;

обновления
начального

содержания

общего

основной

образования,

а

также

образовательной
методик

и

про граммы

технологий

ее

реализации в соответствии с динамикой развития системы образования,
запросов детей и их родителей (законных представителей ), а также с
учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного

управления

образовательным

учреждением

с

использованием информационно-коммуникационных технологий, а также

современных механизмов финансирования.

23.

Требования

образовательной

к

кадровым

про граммы

условиям

начального

реализации
общего

основной

образования

включают:

укомплектованность

образовательного

учреждения

педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень

квалификации

педагогических

и

иных

работников

образовательного учреждения;
непрерывность

профессионального

развития

педагогических

работников образовательного учреждения.
Образовательное учреждение, реализующее программы начального

общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными
кадрами.

Уровень кваJIификации работников образовательного учреждения,
реализующего основную образовательную программу начального общего

образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать
квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а

ФГОС начального общего образования-О}

II

34

для педагогических работников государственного или муниципального
образовательного учреждения
Непрерывность

- также

квалификационной категории.

профессионального

развития

работников

образовательного учреждения, реализующего основную образовательную

программу

начального

общего

образования,

должна

обеспечиваться

освоением работниками образовательного учреждения дополнительных
профессиональных образовательных программ

в объеме не менее

72

часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях,
имеющих лицензию на право ведения данного вида

образовательной

деятельности.

в

образования

системе

должны

комплексного

взаимодействия

обеспечивающие

возможность

ресурсов,

ведения

оперативных

образовательной
использования

учреждений,

условия

по

вопросам
начального

инновационного

опыта

комплексных

для

учреждений,

недостающих

методической

программы

проведения

созданы

образовательных

восполнения

постоянной

консультаций

быть

кадровых

поддержки,

получения

реализации

основной

общего
других

образования,

образовательных

мониторинговых

исследований

результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

24.

Финансовые условия реализации основной образовательной

программы начального общего образования должны:

обеспечивать

образовательному

учреждению

возможность

исполнения требований Стандарта;
обеспечивать

образовательной

реализацию

обязательной

программы начального

общего

части

образования

основной

и

части,

формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от
количества учебных дней в неделю;

ФГОС начального общего образования-ОЗ

35

отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации

основной образовательной программы начального общего образования и
достижения

планируемых

результатов,

а

механизм

также

их

формирования.

Финансирование реализации основной образовательной программы
начального общего образования должно осуществляться в объеме не ниже
установленных

образовательного учреждения.
Образовательное
установленном

финансирования

нормативов

государственного

6

учреждение

законодательством

вправе

привлекать

Российской

в

Федерации

порядке,
в

области

образования дополнительные финансовые средства за счет:
предоставления платных дополнительных образовательных и иных

предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;
добровольных пожертвований и целевых взносов

физических и

(или) юридических лиц.7

25.

Материально-технические

условия

реализации

основной

образовательной программы начального общего образования должны
обеспечивать:

возможность

1)

достижения

обучающимися

установленных

Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования;

соблюдение:

2)

6

Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. M~ 3266 -1

(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, NQ 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N2 3, ст. 150;
2002, NQ 26, ст. 2517; 2004, NQ 30, ст. 3086; NQ 35, ст. 3607; 2005, NQ 1, ст. 25; 2007, NQ 17, ст. 1932; NQ 44,
ст.5280).
7

Пункт 8 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. NQ 3266 -1

(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской

Федерации,

1992, NQ 30, СТ. 1797;

Собрание законодательства Российской Федерации,

2002, N2 26,

ст.

ст.

2517; 2004, NQ 30,

3086; N2 35,

ст.

3607; 2005, NQ 1,

ст.

1996, NQ 3, ст. 150;
25; 2007, NQ 17, ст. 1932; N244,

ст.5280).
ФГОС начального общего образования-03

11

36

санитарно- гигиенических

(требования

к

образовательного

норм

водоснабжению,

канализации,

процесса

освещению,

воздушно-

тепловому режиму и т. д.);
санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов,
санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

социально-бытовых

условий

(наличие

оборудованного

рабочего

места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

пожарной и электробезопасности;
требований охраны труда;
своевременных

сроков

и

необходимых

объемов

текущего

и

капитального ремонта;

возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с

3)

ограниченными

возможностями

здоровья

к

объектам

инфраструктуры

образовательного учреждения. 8
Материально-техническая

образовательной

программы

база

начального

основной

реализации

общего

образования

должна

соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам,

нормам

охраны

труда

работников

образовательных

учреждениям,

предъявляемым к:

участку
инсоляция,

(территории)

освещение,

образовательного

размещение,

образовательной

обеспечения

и

учреждения

необходимый
хозяйственной

набор

(площадь,
зон

для

деятельности

образовательного учреждения и их оборудование);
зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания,
необходимый

набор

и

размещение

помещений

для

осуществления

образовательного процесса на ступени начаJIЬНОГО общего образования, их
площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и

зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного
8

Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. И2 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, И2
Российская газета,

1995,

И!!

234)

ФГОС начального общего образования-ОЗ

48,

ст.

4563,

37

учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых

должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной
учебной деятельности);

помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие

читального зала, число читательских мест, медиатеки);
помещениям для питания о бучающихся , а также для хранения и
приготовления

пищи,

обеспечивающим

возможность

организации

качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
предназначенным

помещениям,

искусством,

изобразительным

хореографией,

музыкой,

моделированием,
исследованиями,

естественнонаучными

творчеством,

техническим

занятий

для

иностранными языками,
актовому залу;
спортивным

бассейнам,

залам,

игровому

и

спортивному

оборудованию;
помещениям для медицинского персонала;

мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;

расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага
для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на
доске),

изобразительного

искусства,

технологической

обработки

и

конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).

Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых
бюджетных

средств

и

привлеченных

в

установленном

порядке

дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение
образовательного процесса на ступеНI-f начаJIЬНОГО общего образования.
11атериально-техническое

и

информационное

оснащение

образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
создания и
обработка

использования информации

изображений

и

звука,

(в

том

выступления

с

числе

запись

аудио-,

и

видео

ФГОС начального общего образования-ОЗ

II

38

сопровождением

и

графическим

сопровождением,

общение

в

сети

Интернет и др.);

получения информации различными способами (поиск информации
в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного
лабораторного

оборудования,

вещественных

и

виртуально-наглядных

моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных

объектов

и

явлений;

цифрового

(электронного)

и

традиционного

измерения;

наблюдений
местонахождения,

(включая

наблюдение

наглядного

микрообъектов),

представления

и

определение

анализа

данных;

использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

создания

материальных

объектов,

в

том

числе

произведений

искусства;

обработки

материалов

и

информации

с

использованием

технологических инструментов;

проектирования

и

конструирования,

в

том

числе

моделей

с

цифровым управлением и обратной связью;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с

применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в
целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
размещения своих материалов и работ в информационной среде
образовательного учреждения;

проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
организации отдыха и питания.

ФГОС начального общего образования-ОЗ

39

26.

Информационно-образовательная

учреждения
средств

должна

включать

(компьютеры,

базы

в

себя

среда

образовательного

совокупность

данных,

технологических

коммуникационные

каналы,

программные продукты и др.), культурные и организационные формы
информационного

образовательного

взаимодействия,

процесса

профессиональных

задач

в

компетентность

решении
с

участников

учебно-познавательных

применением

и

информационно­

коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки
применения ИКТ.

Информационно-образовательная
учреждения

должна

обеспечивать

среда

образовательного

возможность

осуществлять

в

электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
планирование образовательного процесса;

размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в
том числе

работ обучающихся и педагогов, используемых участниками

-

образовательного процесс а информационных ресурсов;
фиксацию хода образовательного процесс а и результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в
том числе

-

дистанционное посредством

сети

Интернет,

возможность

использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса
для решения задач управления образовательной деятельностью;
контролируемый доступ участников образовательного процесса к

информационным

образовательным

ресурсам

в

сети

Интернет

(ограничение доступа к инфор:м:ации, несовместш\,юй с задачами духовнонравственного развития и воспитания обучающихся);

взаимодействие

осуществляющими

образовательного

управление

в

сфере

учреждения

образования

с

и

органами,

с

другими

образовательными учреждениями, организациями.
ФГОС начального общего образования-ОЗ

II

40

Функционирование

обеспечивается

информационной

средствами

YUКT

и

образовательной

квалификацией

среды

работников

ее

использующих и поддерживающих. Функционирование информационной

образовательной

среды

должно

соответствовать

законодательству

Российской Федерации. 9

27.

Учебно-методическое

и

информационное

обеспечение

реализации основной образовательной про граммы начального общего

образования

направлено

на

обеспечение

широкого,

постоянного

и

устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к
любой информации, связанной с реализацией основной образовательной
программы, планируемыми результатами, организацией образовательного
процесса и условиями его осуществления.

Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного
процесс а включают:

параметры комплектности оснащения образовательного процесса с
учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования;
параметры

качества

обеспечения

образовательного

процесса

с

учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и
(или)

учебниками

составной
всем

9

с

электронными

приложениями,

являющимися

их

частью, учебно-методической литературой и материалами по

учебным

предметам

основной

образовательной

программы

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N!! 149-фЗ «Об информации, информационных технологиях и о
2006, N!! 31, ст. 3448),

защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
Федеральный закон от

27 июля 2006 г. N!! 152-ФЗ
2006, N!! 31, ст. 3451)

Российской Федерации,

ФГОС начального общего образования-ОЗ

«О персональных данных» (Собрание законодательства

41

начального

общего

образования

на

определенных

учредителем

образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
Образовательное

учреждение

должно

также

иметь

доступ

к

печатным и электронным образовательным ресурсам (эор), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и
региональных базах данных зор.
Библиотека

образовательного

учреждения

должна

быть

укомплектована печатными образовательными ресурсами и зор по всем
учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной
литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую
художественную

и

библиографические
реализацию

научно-популярную

и

основной

периодические
образовательной

литературу,

издания,

справочно-

сопровождающие

программы начального

общего

образования.

ФГОС начального общего образования-ОЗ

1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».